Как построить стартап в Узбекистане с нуля, а затем провалить его — история

Сотрудник IT Park рассказал собственную историю о том, как как он создал стартап без гроша в кармане, через что ему пришлось пройти и какой опыт он получил в итоге.

Как построить стартап в Узбекистане с нуля, а затем провалить его — история

Менеджер по развитию Community в IT Academy при IT Park, основатель студии «Ambient», координатор национального образовательного проекта «One Million Uzbek Coders» Дильмурод Насибуллаев захотел поделиться с нами своим опытом создания стартапа. В данной статье мы рассказывается о том, как он создал стартап без гроша в кармане, через что ему пришлось пройти и какой опыт он получил в итоге. Об этом пишет пресс-служба IT Park.

Первый серьезный проект Дильмурода Насибуллаева назывался Lepestock. Он берет свое начало в 2017 году. В университете Дильмурода проводился конкурс на разработку продуктов и стартап-проектов (Дильмурод закончил университет Inha в Ташкенте). Победитель мог выиграть билет в Корею на 3-недельный летний курс. Так, он вместе со своим другом по университету решил участвовать в данном конкурсе.

Они понимали, что их стартап должен решить какую-то проблему и изменить рынок, в котором он находится. Изначально у них было много идей: от стандартной доставки чего-либо до автоматизации торговли.

В итоге, молодые предприниматели решили, что сделают сервис по доставке цветов в Ташкенте. Сервис довольно простой — взять товар у продавцов цветов на рынке и доставить клиенту. До этого, ниша была занята рыночными продавцами цветов и дорогими цветочными бутиками. В первом случае, они не предоставляли никакого сервиса или доставки. Во втором случае — все есть, но цены заоблачные. Юные стартаперы же, хотели выбрать нишу, которая бы сочетала в себе первое и второе, а именно, осуществлять доставку цветов по приемлемым ценам, при этом, не тратя время покупателя на поиски букетов.

Вначале они назвали проект Fleurs de la space, но в дальнейшем решили переименовать его на Lepestock.

Дильмурод и его друг создали веб-сайт электронного магазина на базе WordPress, поехали на рынок и сфотографировали разные букеты. Там же, на словах, без какого-либо письменного документа, договорились с продавцами цветов. Модель была проста: цена рынка, -10%, так как они партнеры, +30% за их услуги. Получается, что, если рыночная стоимость товара 10$, покупали букет они за 9$, продавали его за 13$, и их выручка составляла 4$.

Инициативные ребята долго готовились к презентации, чтобы выступить на конкурсе и наконец выиграть билет в Корею. Но они проиграли. Проигрыш был для них пощечиной, но в то же время он дал им сильную мотивацию. И в конце концов они решили, что будут сами запускать бизнес, имея в команде всего двух человек, которые ничего не знают о бизнесе и несколько партнеров, отношения с которыми были построены на джентельменском соглашении. Их бюджет представлял из себя примерно 120-150$ в кармане. Начинающие предприниматели знали, что вероятность провала очень высока, но верили в то, что как минимум, опыт они точно получат.

После всех пройденных этапов они начали фотографировать новые букеты и налаживать партнерство. Долгое время у них не было заказов. Однако в скором времени они получили первый заказ, который доставили самолично, на такси. Клиенту всё понравилось, и предприниматели получили свои первые деньги. К сожалению, после их первого заказа, они были в простое четыре недели. За это время, партнёр Дильмурода успел уйти, так как не видел перспективы и был занят учебой.

В итоге Дильмурод самостоятельно заказал обёртки и стикеры с логотипом, немного поменял модель работы и стратегию. Теперь, его стартап не просто предоставлял доставку цветов, но к тому же еще и поздравлял клиента при необходимости. Цветы, плюшевые игрушки, шоколадки и особый метод поздравлений со стихами и песней входили в новый пакет услуг за определенную плату.

Далее, он разыграл букет методом «Like and Share». Вскоре Дильмурод получил еще 2-3 заказа, которые сам доставил на такси. Но в этот раз клиенты не остались довольными. Потом он сделал выводы и понял, что не должен отвечать за качество и цену букетов и, кроме того, при выборе товара для доставки нужно было учесть, что некоторые продукты быстро портятся, что негативно сказывается на ведении бизнеса.

После этого он решил сделать агрегатор цветочных магазинов и зарабатывать на транзакциях. Но с агрегатором была проблема. Тут есть deadlock — замкнутый круг. Для того, чтобы иметь партнеров (продавцов) нужно иметь множество клиентов, чтобы иметь множество клиентов нужно иметь множество партнеров. Данную проблему можно было решить только вложив большое количество средств на маркетинг проекта, которых у него, к сожалению, не было.

Из-за учебы, отсутствия команды, денег и опыта, Дильмурод перестал заниматься данным проектом.

Что Дильмурод получил в итоге:

опыт — как построить бизнес, на что обращать внимание и что вообще нужно для создания бизнеса;

команду — с другом, который бросил текущий проект, Дильмурод сделал еще несколько других проектов

навыки коммуникации — научился вести базовые переговоры, рекламировать свой товар и продавать.

Выводы, которые дает Дильмурод:

Для запуска проекта нужен базовый капитал. Хотя бы для того, чтобы проект держался на плаву.

Нужна команда. Это очень важный пункт. Нужны специалисты, у которых совпадают видение и у которых есть желание работать в той или иной сфере.

Создавать агрегатор для бизнеса, только если у тебя есть сильный бренд или если есть хорошая маркетинговая стратегия и базовые средства на реализацию.

Если занимаешься доставкой, то обязательно нужно иметь доставщиков и курьеров. Кроме того, лучше не выбирать быстро портящиеся продукты.

Больше новостей про финансы и бизнес в Телеграм-канале @KPTLUZ

tg