В Узбекистане ожидается внедрение новых экологических сборов

Госкомэкологии хочет внедрить новые экосборы. Они будут взиматься ежеквартально. Однако, не все производители и импортеры будут обязаны их платить.

В Узбекистане ожидается внедрение новых экологических сборов

Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды разработал проект постановления, который устанавливает порядок исчисления, взимания и использования экологических сборов, в том числе условия их оплаты. Проект руководствуется принципом «загрязнитель платит», предусматривающим покрытие затрат на обращение с отходами самими производителями отходов.

В проекте отмечается, что изучение действующей системы обращения с твердыми отходами показывает, что в настоящее время существует ряд недостатков и проблем в регулировании этой области, в частности, первичная сортировка (раздельный сбор) бытовых отходов, их утилизация, переработка и повторное использование, а также в финансировании этой деятельности.

В настоящее время действующие тарифы рассчитаны только на оказание услуг по сбору и вывозу отходов, которые не покрывают затраты на комплексное обращение с ними. В результате не хватает оборотных средств для развития сортировки, вывоза и переработки бытовых отходов в санитарных сооружениях.

В целях решения вышеперечисленных проблем, а также создания инфраструктуры для сбора, захоронения и утилизации отходов, образовавшихся после утраты потребительских свойств, проектом постановления предусмотрено введение экологических сборов на следующие товары и упаковку:

  • батарейки и аккумуляторы;
  • лампы, содержащие ртуть;
  • покрышки, покрышки и резиновые камеры;
  • смазочные материалы (моторные масла);
  • пластиковая и стеклянная тара (в том числе полиэтиленовые мешки);
  • одноразовые пластиковые контейнеры;
  • комбинированные упаковочные контейнеры (Tetra Pak);

Из-за отсутствия системы сбора и обработки этих потоков отходов, в частности пунктов сбора, им не уделялось достаточного внимания в течение многих лет.

Существующая статистическая система управления бытовыми отходами не отражает данные о конкретных опасных домашних отходах, образующихся в дополнение к обычным бытовым отходам. Такие отходы включают в себя отработанные масла, изношенные шины, батареям и аккумуляторам с истекшим сроком годности, а также некоторые виды упаковок.

Введение экологических сборов на указанную продукцию в основном объясняется следующими ее качествами:

  • опасность;
  • ресурсная ценность;
  • необходимость в отдельной инфраструктуре требуется сбора, транспортировки, утилизации и переработки;
  • или запрет на захоронение.

Размер экологического сбора рассчитывается путем умножения коэффициента на общий вес товаров, обращающихся на территории Узбекистанf, и (или) на общий вес упаковки, используемой для производства товаров.

В случае утилизации и (или) переработки товаров и отходов упаковки самими производителями и импортерами, весом фактически размещенных и (или) переработанных отходов в расчете экологических платежей является общий вес товаров, находящихся в обращении в стране и (или) вычитается из общего веса упаковки, используемой для изготовления товара.

Оплата экологического сбора производится ежеквартально — до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Требования настоящего Положения не распространяются на:

а) импортеров ввезенных и расфасованных товаров служащих в качестве гуманитарной помощи, а также на товары, перемещаемые транзитом в маркированном грузовом отсеке;

б) производителей:

  • товаров, реализуемых за пределами территории Узбекистана;
  • упаковок фасованных товаров, реализуемых за пределами территории Узбекистана;
  • полимерной упаковки из преформ;
  • на товары и упаковку из 100% вторичного сырья.

в) производителей и импортеров фасованных медицинских товаров и упаковки, в том числе используемых в ветеринарии.

Поступления от экологического сбора будут использованы для финансирования следующих мероприятий:

а) создание и развитие инфраструктуры в области обращения с отходами, в том числе:

  • строительство пунктов сбора мусора и оснащения их необходимым инвентарем;
  • монтаж сортировочного оборудования, строительство объектов по утилизации и переработке отходов, автопарков, перегрузочных станций;
  • приобретение специального и специализированного оборудования;
  • проектирование, строительство, оборудование и рекультивация полигонов, а также погашение обязательств по гарантированным государством кредитам международных финансовых институтов на эти цели;
  • ликвидация отходов, образующихся в несанкционированных местах.

б) реализация государственных программ по обращению с отходами;

в) организация хранения и (или) передачи на захоронение, переработку и (или) обезвреживание за пределы Республики Узбекистан, а также связанных с отходами, при отсутствии соответствующих технологий и средств для захоронения, переработки и (или) обезвреживания на территории Республики Узбекистан реализация иных природоохранных проектов (мероприятий);

г) субсидирование организаций, специализирующихся на оказании услуг по обращению с отходами, а также по сбору, утилизации и (или) переработке вторичных материальных ресурсов.

Самая высокая сумма экологического сбора устанавливается проектом за производство или ввоз газоразрядных ламп, ультрафиолетовых или инфракрасных ламп в размере пяти БРВ. С полным перечнем размеров экологических сборов можно ознакомиться в приложениях 1 и 2 проекта постановления.

В проекте подчеркивается, что на данный момент обеспечение экологической безопасности, защита окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и дальнейшее совершенствование систем сбора, хранения, транспортировки, утилизации и переработки отходов являются одними из важнейших вопросов в стране.

Постановление вступает в силу спустя три месяца после принятия проекта. На данный момент проект находится на стадии рассмотрения.

Больше новостей про финансы и бизнес в Телеграм-канале @KPTLUZ

tg