Саид Талибов перечислил пять причин дефицита лекарств в аптеках

Глава компании-дистрибьютора фармацевтической продукции рассказал, почему в Узбекистане бывает трудно найти тот или иной препарат

Саид Талибов перечислил пять причин дефицита лекарств в аптеках

СЕО одного из крупнейших дистрибьюторов фармацевтической продукции в Узбекистане (Asklepiy) Саид Талибов перечислил пять основных причин дефицита того или иного препарата в аптеках Узбекистана. Об этом предприниматель рассказал в своём блоге.

Дефицит сырья

Саид Талибов отмечает, что пандемия COVID-19 затронула все сферы деятельности фармацевтической отрасли всего мира, начиная от закупа и поставки сырья и заканчивая дистрибуцией на рынки, особенно препаратов, не связанных с лечением коронавирусной инфекции.

Все мировые производители ринулись на заполнение ниши по субстанциям для производства коронавирусных препаратов, резко сократив остальные препараты. Это привело к нарушению глобальной цепочки поставок и повышению стоимости фармацевтических ингредиентов.

Закрытие мирового производителя субстанций Китая в 2020 году повлекло за собой сбой поставок по всему миру как и то, что импортные поставщики в первую очередь взялись за обеспечение внутреннего рынка своей страны, а потом уже внешнего.

Маленький рынок маленькие поставки

По словам предпринимателя, рынок Узбекистана суммарно не велик и у товаропроизводителей есть более «приоритетные» страны. Например, Россия, население которой больше 150 млн человек, с фармацевтическим рынком более $25 млрд. Таким образом, Узбекистан с населением более 30 млн человек, должен иметь рынок в 5 раз меньше — хотя бы на уровне $ 4-5 мдрд, но он не более $2 млрд.

Влияют несколько факторов: экономическая система, слабый инвестиционный климат, развитие государственного сектора в медицинском обслуживании, уровень жизни населения, да и в целом, влияет развитие фармацевтического рынка и других секторов. Соответственно, у заводов производителей распределение импортного товара в Узбекистан происходит по «остаточному» методу.

Производители боятся отгружать товар в Узбекистан

Одним из факторов, послуживших торможению развитию фармацевтического рынка в Узбекистане – долгое отсутствие свободной конвертации, которая была доступна только «избранным», отмечает глава Asklepiy.

Импортные заводы-производители отгружали свою продукцию только под 100% оплату. Но и после открытия свободной продажи валюты еще не привело в полной мере к желаемому результату. До сих пор у представителей существует «страх» перед отгрузкой продукции на территорию страны. При закупе многие компании ориентируются только на самый продаваемый товар, что может также вести за собой дефектуру товара.

Саид Талибов добавил, что в Узбекистане до сих пор не представлены многие именитые фармацевтические заводы, которые на сегодня только присматриваются к нашему рынку.

Регистрация препаратов

Сложности с регистрацией и перерегистрацией лекарств, введение новых правил проведения клинических исследований и изменение законодательства также может приводит к дефициту препаратов на рынке, которые поступают на рынок с опозданием.

Отсутствие баз данных и аналитики

Отсутствие общей базы импорта, производства и «вторичной» (то есть продажа от аптеки потребителю) реализации лекарственных средств, изделий мед назначения, а также парафармацевтической продукции, не позволяет в полной мере оценить рынок, затрудняя работу аналитиков дистрибьюторских компаний.

Саид Талибов отмечает, что это связанно, в первую очередь, со слабо развитой ИТ-системой в Узбекистане, а также большим «страхом» многих предпринимателей «делиться» информацией, который на сегодняшний день вообще не имеет оснований и только тормозит процесс развития фармацевтического сектора.

Получается, что при заказе фармацевтической продукции все ориентируются на свои собственные продажи, а также часто на интуицию и опыт, а это ведет к недоработкам в отношении объемов поставки необходимых препаратов, что также часто приводит к дефектуре и оверстоков товара.

«Важно понимать, что современный ассортимент фармацевтического рынка может включать тысячи наименований. И не все лекарства, которые может запрашивать покупатель, могут быть представлены в розничной продаже Узбекистана. Поэтому, потребители вынуждены закупать контрабандную продукцию, которой не мало в стране», — говорит Саид Талибов.

Предприниматель также добавил, что изменения, происходящие в Узбекистане, безусловно отразятся на положительной динамике развития фармацевтического рынка в целом и он верит, что в ближайшем будущем проблема дефицита фармацевтических препаратов будет сокращена в разы.

Ранее Саид Талибов рассказал про свой опыт заработка на криптовалюте и назвал три главных урока, которые он вынес для себя после этого.

Больше новостей про финансы и бизнес в Телеграм-канале @KPTLUZ

tg