Эксперты поделились мнением о последствиях открытия Carrefour для узбекского и международного рынка

В Ташкенте открылся первый магазин международной сети супермаркетов Carrefour. Почему это событие является серьёзным шагом для плодоовощного бизнеса Узбекистана, поясняют эксперты EastFruit совместно с экономистом ООН.

Эксперты поделились мнением о последствиях открытия Carrefour для узбекского и международного рынка

Carrefour это первый международный бренд, который решился выйти на рынок Узбекистана. Андрей Ярмак, экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) отмечает, что успех или неудача Carrefour в Узбекистане не только станут важным сигналом для других международных инвесторов, но и скажется на местном рынке. Об этом пишет аналитическая платформа East Fruit.

«Carrefour входит в десятку крупнейших мировых ритейлеров в продуктовой категории и очень активно работает на рынках развивающихся стран, стараясь найти рынки, которые активны растут. Что же касается плодоовощного бизнеса, то приход первой международной сети позволит повысить стандарты качества и безопасности продукции, что позитивно отразится на всей цепочке – от подбора сортов и технологий выращивания, до хранения, доработки, сортировки, упаковки и логистики продукции. А это, в свою очередь, позволит улучшить перспективы плодоовощного экспорта Узбекистана», — считает Андрей Ярмак.

В то же время эксперты EastFruit предупреждают, что неизбежное увеличение рыночной силы супермаркетов в Узбекистане создаст класс крупных и влиятельных оптовых покупателей, которые смогут диктовать поставщикам цены и условия. Поэтому узбекским фермерам стоит уже сейчас начинать адаптироваться к этим реалиям, чтобы воспользоваться ими с пользой для себя.

Как следствие, возникает вопрос о том, какие качества ищут крупные сети супермаркетов в поставщиках. На этот вопрос отвечает Андрей Ярмак.

«Какой поставщик интересен сетям супермаркетов? Прежде всего, тот, кто сможет поставлять максимальный ассортимент плодоовощной продукции и желательно круглый год. Однако большинство фермеров Узбекистана выращивает либо одну культуру, либо небольшой ассортимент, и далеко не все имеют собственное хранение и почти ни у кого нет собственной современной доработки. Поэтому сейчас самое время фермерам начать объединяться в кооперативы, совместно создавать хранение и доработку, чтобы повышать свою рыночную значимость в противовес росту рыночной силы сетей супермаркетов. И это касается даже крупных производителей», — советует экономист ФАО.

Majid Al Futtaim управляет магазинами Carrefour по франшизе в 17 странах и уже имеет опыт, правда негативный, работы в регионе Центральной Азии. Три года назад компания вынуждена была закрыть супермаркеты Carrefour в Казахстане, проработав там полтора года. Из других международных сетей супермаркетов, в Центральной Азии шире всего представлены Auchan и Metro Cash & Carry, однако обе сети на глобальном уровне существенно уступают сети Carrefour по товарообороту.

Отмечается, что до сих пор выход Carrefour на рынок Узбекистана шел не совсем гладко – первый магазин планировалось открыть здесь гораздо раньше – в июле-сентябре 2020 года, а до конца года вообще планировалось иметь уже четыре магазина, а в 2021 году – ещё три. Однако вмешался коронавирус, и планы пришлось скорректировать. Учитывая активное открытие местных розничных сетей, инвестиции ЕБРР в экспансию сети Korzinka.uz и активное развитие новичков, в частности сети Green Apple, обошедшей в рейтинге плодоовощных отделов Ташкента остальные сети в ноябре 2020 года, Carrefour должен поспешить с реализацией своих планов.

Напомним, 24 декабря начал свою работу супермаркет Carrefour. Открытие первое точки произошло на территории торгового центра Mediapark.

Больше новостей про финансы и бизнес в Телеграм-канале @KPTLUZ

tg