Как около 700 бизнесов в цифровой экосистеме Alibaba поддерживают друг друга

По мнению некоторых, через 15 лет четверть планеты будет пользоваться продуктами Alibaba

Как около 700 бизнесов в цифровой экосистеме Alibaba поддерживают друг друга

Alibaba Group появилась в 1999 году как торговая площадка для малого и среднего бизнеса и за 22 года расширилась до 700 разных бизнесов. Туда входят B2B платформы, логистические службы, рекламные сети, инструменты облачных вычислений, финансовые сервисы, развлечения и медиа активы. Об этом пишет Vc.ru со ссылкой на студию Heads and Hands.

Электронная торговля осталась ядром экосистемы и приносит компании 87% выручки. Сервисы из других сегментов поддерживают и ускоряют рост e-commerce направлений.

Alibaba Group предоставляет полную торговую инфраструктуру для клиентов и позволяет создать бизнес из любой точки планеты. Ее продукты помогают с процессами закупки, сбыта, продвижения, с выходом на мировые рынки, с поиском покупателей, доставкой и обработкой платежей. То есть экосистема отвечает на 5 главных вопросов любого e-commerce проекта:

  • Где закупать товары
  • Где их продавать
  • Как продвигать магазин
  • Как принимать платежи
  • Как доставлять заказы

Ниже перечисляются цифровые сервисы Alibaba Group, которые отвечают на эти вопросы, делают экосистему главной e-commerce-кузницей и должны помочь компании увеличить количество активных пользователей до 2 млрд к 2035 году.

Первый вопрос. Где закупать товары?

Alibaba.com. Самая крупная B2B-платформа в мире. Здесь закупаются иностранные оптовики, производители, перекупщики и фулфилмент компании. Через мобильное приложение оформляется 73% заказов. А заходит в него 1.6 млн уникальных пользователей каждый день.

1688. Оптовая площадка для китайского рынка. Связывает производителей и оптовиков Китая. Самые популярные товары: одежда, товары общего назначения, аксессуары, мебель и упаковочные материалы. 76% заказывают через приложение, а активно используют его 6,7 млн человек в день.

В приложении можно искать товары по фото, QR-кодам или ключевым словам. Пользователям доступны разные бизнес-услуги. Продукцию демонстрируют в коротких видеороликах, а продавцу можно позвонить по видео.

Lingshoutong. Платформа связывает китайских производителей FMCG-товаров, их дистрибьюторов и небольших розничных продавцов.

Второй вопрос. Где продавать товары?

Alibaba Group делит свои электронные платформы по целевым аудиториям, странам и ассортименту продукции.

AliExpress. Продукт, по которому российские пользователи знают экосистему Alibaba. Он запустился в 2010 году, чтобы связать розничных и мелкооптовых продавцов с покупателями. В 2017 году AliExpress стал самым популярным интернет-магазином в России. AliExpress работает на 17 языках и массово используется в Бразилии, Испании и США.

Taobao. Электронная площадка, где потребители продают товары друг другу. Продавцы размещают актуальный и интересный контент в режиме реального времени, показывают товары и общаются с покупателями.

Tmall. Отделился от Taobao в 2008 году. Маркетплейс используют китайские и зарубежные компании, чтобы продавать брендовые товары конечным потребителям. Часто продукцию маркетплейса не найти в розничных точках.

Lazada. Самая быстрорастущая e-commerce платформа Юго-Восточной Азии. Она работает в шести странах: Индонезии, Малайзии, Филиппинах, Сингапуре, Таиланде и Вьетнаме.

Alibaba купила маркетплейс в 2016 году и сразу начала прошивать своими сервисами. Например, организовали доставку через свою логистическую службу и подключили Lazada к платформе облачных вычислений. В результате количество уникальных пользователей в месяц выросло до 100 млн, а вовлеченность на 20%.

В Сингапуре каждый второй пользователь заказывает что-то через Lazada, а в Тайланде торговый оборот приложения вырос на 230% в 2020 году.

Lazada готовится стать новым суперприложением. В нем есть панель сервисов и маркетплейсов-партнеров, например Taobao и e-grocery сервис RedMart. Через приложение можно заказать такси, еду или забронировать билеты. А расплатиться за все — через внутренний мобильный кошелек.

На стриминговой площадке LazLive продавцы рассказывают о товарах и показывают их в прямом эфире, отвечая на вопросы покупателей.

А в мини-играх пользователи зарабатывают LazCoins и оплачивают ими заказы.

Amap, Fliggy и Ele.me — все это примеры пользовательских сервисов. Где можно продавать свои услуги и рекламировать заведения.

Fliggy — маркетплейс путешествий, где можно найти, забронировать и оплатить туры в разные страны.

Amap — это китайские Яндекс.Карты. Где собрали разные сервисы для водителей, поиск АЗС, ресторанов и гостиниц и инструменты навигации.

Третий вопрос. Как продвигать магазин?

Через Alimama. Это сервис контекстной рекламы для Китая. Реклама размещается во всех приложениях экосистемы Alibaba. Например, как баннер в Taobao или как рекомендация в Amap.

Alimama объединяет маркетинговые потребности продавцов и медиа активы Alibaba. Так экосистема получает дополнительный доход от бизнес пользователей и своих медийный и развлекательных сервисов. А если маркетологи хотят сделать рекламу в сторонних приложениях, для них существует программа аффилированного маркетинга.

Четвертый вопрос. Как принимать платежи?

Через Alipay. Платежная система появилась в 2003 году. Ее реорганизовали спустя 7 лет и перевели под крыло крупного финансового холдинга Ant Financial.

Alipay — самая крупная система Китая по количеству пользователей и платежей. В июне 2020 года количество активных пользователей за год достигло 1.3 млрд, а объем транзакций составил $17 трлн.

Пятый вопрос. Как доставлять заказы?

Для этого в экосистеме работает логистическая служба Cainiao. Она обслуживает партнеров экосистемы и доставляет большую часть заказов, оплаченных на площадках Alibaba. Покупатели и продавцы отслеживают посылки в режиме реального времени. А китайские пользователи могут оформить экспресс-доставку в течение двух часов. В России в некоторых локациях можно встретить постаменты Cainiao, в которые Alibaba доставляет заказы.

Бонус. А где развлекаться?

Цифровые медиа и развлекательные ресурсы приносят экосистеме 4% от общей выручки. Alibaba начала покупать разные медиаактивы в 2014 году.

Например, Alibaba Pictures сейчас производит и распространяет цифровой контент, оформляет лицензионные права, управляет агрегаторами по продаже билетов и предоставляет пользовательские данные другим развлекательным сервисам. Медиа влияние Alibaba выросло настолько, что правительство Китая забеспокоилось и обязало продать часть активов.

Видеоплатформа экосистемы Youku стала третьей по популярности в стране. Это онлайн-кинотеатр, стриминговая площадка и аналог TikTok в одном приложении.

Интернет-пользователи, в свою очередь, могут выйти в интернет через экосистемный браузер UC Browser, который адаптируется под регионы.

Больше новостей про финансы и бизнес в Телеграм-канале @KPTLUZ

tg